Архипастырское послание епископа Майкопского и Адыгейского Тихона на Успенский пост


Возлюбленные во Христе всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

 

14 августа полнота Русской Православной Церкви входит в Успенский пост. Спасительная сила поста известна человечеству давно. Люди постились во время испытаний, для того, чтобы испросить исцеление или прощение своей вины, для того, чтобы оплакать всенародное несчастье, вымолить прекращение бедствия. Пост совершался перед тем, как приступить к какому-либо важному делу. Ветхий Завет изобилует примерами того, как пост помогал спастись не только отдельным людям, но и целым городам. Например, сорокадневный пост спас город Ниневию, который был обречён за свои грехи на гнев Божий и уничтожение. Тогда Господь послал в этот город пророка Иону, и тот призвал жителей покаяться. Горожане услышали Слово Божие, покаялись, начали поститься, и город был спасён – Господь принял их жертву. В Новом Завете Христос Сам преподал нам пример, когда сорок дней и сорок ночей постился в пустыне перед тем, как выйти к людям на проповедь. Посты нельзя рассматривать как некие отрезки времени, не связанные с Евангельскими событиями. Центром всей нашей жизни, как и центром всех наших усилий в посту является Господь наш Иисус Христос. Поэтому весь ход церковных богослужений во время постов направлен на погружение верующего в события спасительной истории человечества.

Успенский пост – это не просто период строгого воздержания от скоромной пищи, но прежде всего – это подготовка к удивительному празднику Успения Пресвятой, Пречистой Матери нашей Богородицы. В дни Успенского поста нужно больше внимания уделять главному – усиленной молитве, совершению добрых дел, взаимоотношениям с Богом.

Во время поста мы жертвуем очень немногим, но, даже отказываясь от малого, мы учимся преодолевать себя, учимся любви, потому что Бог есть Любовь и Он действует через Жертву. Конечно, надо понимать, что дело не в отказе от скоромной пищи, а в том, чтобы сделать то, что мы в обычные дни не делаем, например то, что откладываем на потом. Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

Пост – это призыв Бога к человеку и добровольный ответ человека. Но ни в коем случае не насилие. В письменном памятнике первых веков христианства «Пастырь Ерм» есть чудный эпизод. Тайновидцу во время поста является Ангел Господень и говорит такие слова: «Не умеете вы поститься Богу, и пост, который вы совершаете, бесполезен… То, что вы думаете поститься, не есть истинный пост; но я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу… Бог не хочет такого суетного поста; ибо постясь таким образом (ограничивая себя в пище), ты не совершаешь правды, Постись же Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоём. Веруй в Бога, и если исполнишь это и будешь иметь страх Божий и удержишься от всякого рода злого дела, то будешь жить с Богом. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост».

Ещё раз хотелось бы напомнить, что целю Успенского поста, как и любого другого, является покаяние, изменение человеческой души, развитие ревности к Богородице, а через Неё и к Самому милосердному Богу. Будем же стремиться быть достойными величия праздника Успения. Будем стремиться пройти пост с твёрдой надеждой на помощь Господа, на милость Иисуса Христа и заступничество Пресвятой Владычицы Небесной. Будем просить Господа даровать мир нашим душам и мир Православным народам, находящимся во мраке вражды, войны и ненависти. Но, взывая к миру, через пост постараемся одержать пусть маленькую, пусть незначительную, но победу в реальной духовной брани, которую мы все ведём со своими грехами.

Божие благословение да пребудет с вами. Да дарует Господь народу нашему и каждому из нас мир и благоденствие.