Архипастырское послание к Празднику Благовещения Пресвятой Богородицы


Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу.


Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

Ныне празднуем мы Благовещение, что значит благую весть, возвещение о радости. Благоговейно вспоминаем и торжествуем мы ныне тот неповторимый день, то великое мгновение, когда сбылась величайшая тайна: Бог должен во плоти явиться, чтобы спасти человечество от царства смерти и греха. Благая весть об этом принесена была Архангелом Гавриилом на землю, скрыта в чистом сердце и в непорочном теле Приснодевы Марии, запечатлена смиренным Ее молчанием.

И вот исполнилось великое таинство нашей христианской веры, исполнилось то, о чем за семьсот лет до Рождества Господа Иисуса Христа предсказал святой пророк Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: «с нами Бог» (Ис. 7, 14).

Кстати, святой пророк предрекал, что Господу нарекут имя Эммануил, тогда как Архангел Гавриил, возвещает Пресвятой Деве Мари, что наречет Она имя Ему Иисус (Мат. 1, 23). Как же так? Всё объясняется значением имени Эммануил: «с нами Бог». Эммануил — это Богочеловек, это Бог, Который с нами, Бог во плоти. Совершилось величайшее таинство нашего спасения, то, о чем читаем у святого апостола Павла: «Беспрекословно, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16). Сам Бог должен был сойти, дабы освободить тебя от рабства, дабы спасти тебя от тьмы, дабы исцелить тебя от греховной проказы и снова взять в Свои руки.

Схождение Бога к людям — самое неустрашимое деяние Божией любви, Божия человеколюбия, самая радостная весть для чистых сердцем и самое невероятное событие для отягчённых греховной скверной. Нынешний день - начало нашего спасения.

О празднике Благовещения в святоотеческих творениях написано очень много; сохранились замечательные проповеди выдающихся иерархов, отцов Церкви, в которых раскрывается богословие этого великого события. Но поскольку факт Боговоплощения лежит вне опыта современного человека, то даже самое мудрое и самое прекрасное человеческое слово порой как бы повисает в воздухе. Никакие даже самые мудрые слова и поучения не могут приблизить к Богу замутнённые грехом, злобой, завистью, недоверием и безверием сердца. И тогда Бог Сам приходит к людям. «Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мат. 9, 13). Отныне Небо становится ближе к человеку. Страх и смерть, вся тьма исчезает от Божественного света, который отныне пребудет с нами.

«В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лук. 1, 26-27). Здесь имеется в виду шестой месяц от зачатия Иоанна Предтечи. Почему именно в шестой месяц? Почему не в третий, или пятый, или седьмой? Потому что сотворение человека было в день шестой, после сотворения всей природы. Христос есть Обновитель всей твари. Он приходит как Новый Сотворитель и как Новый Человек. В Нем все новое. В Нём надлежит обновиться и нам.

Выслушав вестника Божия, Смиреннейшая из смиренных дев завершает Свое собеседование с архангелом умилительными глаголами: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Неописуемы смирение и послушание Пресвятой Богоматери, только Божественный Сын Ее, Спаситель и Обновитель всяческой твари, превзойдет Ее Своим безмерным смирением и послушанием.

В день Благовещения — радость для всех. В этой радости люди нуждаются сегодня больше всего на свете. Как бы ни были мы недостойны, Господь не стыдится называть нас братьями. Будем же стараться быть достойными этой радости, будем непрестанно молиться, сокрушаясь о своём греховном недостоинстве, будем же за все благодарить Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, будем же с честью нести крест свой. Крест, данный в радости Благовещения, и крест смиренный: се, раба Господня. Без креста не может быть радости, и эта радость — для всех: се бо, прииде крестом радость всему миру. Благовещение — заря Пасхи. Молитвами Богородицы дай Господь нам в подлинном смирении, в крестном служении и людям, и Богу, обрести единственно подлинную радость — войти в радость Господа нашего в Пасхе Его. Аминь.