ВЕЛИКИЙ ПОСТ


«Мост в семь верст, а на конце — свет: горит во весь свет», — так говорят православные о Великом посте, предваряющем Пасху - Светлое Христово Воскресение.

От Прощенного воскресенья начинается путь по семинедельному «мосту» Великого поста. Это важный и ответственный период в жизни каждого православного человека. Время благоприятное и спасительное. Сказано: «Прииде пост — мати целомудрия».

Сам Господь показал нам пример, когда постился 40 дней в пустыне, откуда «возвратился в силе Духа» (Лк. 4, 14).

Святой Исаак Сириянин говорит:

«Пост есть оружие, уготованное Богом… Если постился Сам Законоположник, то как не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?..»

А вот что пишет о. Александр Ельчанинов:

«Пост — период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов— усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами».

Самыми строгими являются первая неделя Великого поста и Страстная седмица.

Четыре первых дня первой седмицы в храмах читается покаянный канон Андрея Критского, в котором подробно раскрывается плачевное состояние человека-грешника, отдалившегося от Бога, исказившего свою жизнь и повредившего свое здоровье — духовное и телесное. Удивительный по силе воздействия канон Андрея Критского создает в душах людей особый настрой, приводя их к исповеди и причащению.

На Страстной седмице с понедельника по субботу — самый строгий пост. Он посвящен Голгофским страданиям Спасителя. В каждый из этих дней вспоминаются моменты, когда Спаситель готовился к принятию крестных страданий, говорил об этом своим ученикам. Это очень важные, наполненные глубоким смыслом дни. Так, в Великую субботу, накануне Пасхи, подчеркивая непостижимую значимость приближающегося момента, Церковь поет: «Да молчит всякая плоть человека и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же в себе земное помышляет…»

Важный момент перед вступлением в Великий пост — Прощенное воскресенье, когда верующие приходят в храм, молятся Богу о прощении грехов, просят друг у друга прощения, чтобы освободиться от гнетущей «ржавчины» внутри, отбросить обиду и гнев.

Действительно, время Великого поста особенно важно для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6,2). Но в чем же сущность этого важного времени? И можно ли назвать постом только соблюдение правил об ограничении в употреблении скоромной пищи? Будет ли Великий пост истинным постом, если, заменив одни продукты на другие, мы не задумаемся о своем духовном состоянии, об очищении сердца через усиленную молитву?

Если воздерживаясь от скоромной пищи, мы не будем воздерживаться от гнева, осуждения, гордыни, нетерпимости к слабостям и немощам ближних, принесет ли пользу такой пост?

Святитель Иоанн Златоуст говорил:

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

По Уставу Церкви Великим постом не благословляются к употреблению все продукты животного происхождения: мясо, молоко и молочные продукты, масло, яйца. Рыбу едят на Четыредесятнице только два раза — в праздники Благовещение и Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу благословляется рыбная икра.

Однако ограничение в пище — только помощь в духовном делании. Пост не есть голод. Ограничиваются в еде и диабетик, и заключенный, и просто лишенный средств человек. Следовательно, не в этом суть поста. Пост тогда только имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями; когда постящийся стремится через воздержание и покаяние избавиться от своих пороков, тех греховных привычек, которые мешают ему стать лучше, исцелиться от душевной болезни.

А чтобы исцелиться, необходимо проявить определенное мужество, от чего-то привычного отказаться. Понятно, что подвиг покаяния и молитвы в посте должен сопровождаться и воздержанием от такого рода занятий, как посещение развлекательных центров, легкого чтения, слушания веселой музыки и песен, просмотра телевизионных развлекательных программ. Каждый человек знает о своих пристрастиях такого рода. И пост — лучшее время, чтобы себя в них ограничить, а может и избавиться от некоторых из них.

Нужна определенная жертвенность ради исцеления от духовной болезни. Вот почему, к слову, кающемуся и скорбящему о своих грехах не стоит во время поста увлекаться хотя бы и постными, но изысканными и обильными блюдами. Можно сказать, что поста не будет, если человек встает из-за стола с вкусными постными блюдами с чувством переполненного желудка. Почему? Да потому, что в таком случае мало будет жертвы; а без сознательной жертвы, без сознательного ограничения, без внутренней самодисциплины не будет и истинного поста.

Говоря о воздержании и самоограничении во время Великого поста, стоит напомнить: воздержание от необдуманных слов и поступков полезно всем без исключения. Что же касается воздержания от некоторых продуктов, то здесь требуется кое-что пояснить.

Пост ни в коем случае не должен вредить телесному здоровью. Наоборот, правильно проведенный, он укрепляет не только духовные, но и физические силы, поскольку болезни возникают от нарушения духовного равновесия. Поэтому, если говорить о строгости поста, то следует подчеркнуть, что каждый человек должен выбрать такую меру его, чтобы понести достойно. И здесь надо учитывать как предписания врачей, так и советы духовника (или приходского священника). Как и для всякой добродетели, для поста необходима рассудительность. Преподобный Кассиан Римлянин пишет:

«Крайности… с той и другой стороны равно вредны — и излишества поста, и пресыщение чрева. Общее правило умеренности воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насыщения».

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн говорят:

«Что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей", по слову апостола: «Когда я немощен, тода силен» (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста — ценится даже более его.  Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить тело постом, оно бывает уже ослаблено болезнью…

Касательно поста скажем: осяжи сердце твое, не окрадено ли оно тщеславием, и если не окрадено, осяжи вторично, не делает ли тебя пост сей немощным в исполнении дел, ибо немощи этой не должно быть, и если и в этом не вредит тебе - пост твой правильный».

Однако, нарушающим пост по болезни или иной немощи все же следует внимательно прислушаться к себе: нет ли в таком отношении какой-то доли маловерия и невоздержания.

И все-таки, истинный пост — это борьба. Это в полном смысле слова «узкий и тесный путь», о спасительности которого говорил Господь. Не случайно Он велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от домашних христианину, может быть, и не удастся утаить свой пост. Тогда может случиться, что не постящиеся родные начнут уговаривать пожалеть себя и не мучить. Мягкие уговоры могут даже перейти в открытое раздражение и упреки. Что ж, дух тьмы, как правило, восстает против постящегося именно через близких. Приводит их устами разные доводы против поста, старается лишить душевного равновесия как самого постящегося, так и его близких. Об этом стоит не забывать верующим во время Великой Четыредесятницы.

По существу, отношение к посту является пробным камнем для души христианина в его отношении к Церкви Христовой, а через нее — ко Христу. В посте человек раскрывает себя: у одних проявляются добрые качества духа, другие же делаются раздражительными и сердитыми. Пост открывает истинную сущность человека.

Время Великого поста — это время излечения. А лечиться всегда нелегко. От лечения лекарствами мы можем ожидать избавления от хвори, а от поста — ждать плодов Духа Святого: мира, радости и любви. Пост угоден Богу как порыв души, тянущейся к чистоте, стремящейся сбросить цепи греха и освободить дух от рабства телу. Душа, живущая живой верой во Христа, не может пренебрегать постом. Иначе она объединит себя с теми, кто равнодушен ко Христу и религии.

Значение и цель поста можно осознать и из следующих слов преподобного Исаака Сирина:

«Пост — ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержанных, красота девства, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел… От поста и воздержания рождается в душе плод — ведение тайн Божиих».

 

Нельзя забывать и о том, что Великий пост — это памятование о пути Богочеловека в Голгофской жертве. И человеческая душа не имеет права, если только она христианка, проходить равнодушно мимо этих величественных дней. Она не может быть равнодушна к скорби Спасителя, Его крови и страданиям в те дни, когда Вселенская Церковь — Земная и Небесная — вспоминает их.

Великий пост… Путь длиной в семь недель, включая Страстную седмицу. Путешествие скорбящей, кающейся души. Скорбящей, но не лишенной надежды. И как только мы вступаем в «Светлую печаль» Великого поста, мы видим далеко, в конце пути, вход в сияние славы Царства Небесного. Мы осознаем цель нашего семинедельного пути — радость Светлого Христова Воскресения. И это предвкушение Пасхи освещает великопостную печаль, превращая ее в «духовную весну».